События и новости

30.01.2018

Макет памятника Екатерининской эпохи в музее «ФЕОСТОРИЯ»

Экспозиция музея «ФЕОСТОРИЯ» пополнилась еще одним интересным экспонатом. В этот раз профессиональные макетисты изготовили для нас модель Екатерининской мили в масштабе 1:2.

екатерининская миля

Екатерининская миля — значимый памятник эпохи присоединения Крымского полуострова к территории Российской Империи периода царствования Екатерины II. Мили были установлены по пути следования императрицы из Санкт-Петербурга в покоренное Крымское ханство и на территории последнего. К установке этих дорожных указателей приступили заблаговременно, ещё до визита императрицы.

Строительством дорог и непосредственной установкой милевых столбов занимались военные — казаки и солдаты разных пехотных полков. Известно, что нижние чины получали за работу в день 5 коп, частные же подрядчики брали за сооружение и установку мили 14 руб, версты — 3-5 руб. Камень для верст ломали в деревнях Сюрень, Кемельчи и др. Шел в дело и камень от старых фундаментов заброшенных домов и из других сооружений.

 

Удивительно, но сам проект дорожных знаков и его автор остаются пока в числе неразгаданных тайн — как и их точное количество. Известно лишь, что все работы по их сооружению закончили за год до начала турне императрицы в 1786 г. По одной из версий, «дизайном» миль занимался архитектор Иван Старов, который известен как талантливый зодчий, создавший дворцы и соборы в Санкт-Петербурге, Екатерининский собор в Херсоне и Потемкинский дворец в Екатеринославле (ныне Днепропетровск). В 1786–1790 гг. Старов работал на юге Российской империи, в том числе и по заказу фаворита Екатерины II Григория Потемкина. Вполне возможно, что именно светлейший князь и попросил его заняться дорожными знаками. Однако документов, подтверждающих или опровергающих эту теорию, пока не обнаружено.

екатерининская миля

Ни слова не найдено в письменных источниках и о реакции самой императрицы на архитектурное украшение крымских дорог в ее честь. Зато их отмечали многие путешественники, побывавшие в Тавриде позже. Вот что писал Петр Паллас, проезжая по пути царского кортежа, спустя семь лет: «На всех главных дорогах каждая верста обозначена треугольным обелиском, высеченным в тесаном камне, а каждая десятая верста — милевым столбом в виде красивой круглой колонны, увенчанной родом восьмиугольной капители с округленной вершиной. Эти прочные знаки делают совершенно излишними вновь поставленные для обозначения верст деревянные столбы».

Меры по сохранности милевых и верстовых столбов предпринимались еще в период подготовки ко встрече императрицы. Еще в начале 1785 г., за два года до императорского турне, комендант Перекопской крепости полковник Фок издал особое распоряжение, чтобы «обыватели из злости какой или невежества не портили дорожных знаков». Однако это не уберегло их в последующие годы от природных разрушений и действий «несознательных» граждан. Уже к 1830-м гг. количество миль сократилось до 13, а до сегодняшних дней сохранилось всего пять крымских миль (верст не осталось вовсе). Наиболее уцелевшая в оригинальном внешнем виде миля находится в Бахчисарае, рядом с ханским дворцом. В 1818 г. Бахчисарайская миля обзавелась памятными табличками. Текст на одной из них выполнен на русском языке, на второй — на арабском: «Благородной памяти Императрица Екатерина II изволила быть в Бахчисарае в 1787 году мая 14».

екатерининская миля

 

Башня Святого Константина всё-таки стоит в Феодосии…

Свершилось! В историко-приключенческий центр «ФЕОСТОРИЯ» доставили единственный в своем роде макет одного из символов…
15.11.17

Сказка для всей семьи на летней сцене «ФЕОСТОРИИ»

12 июля на открытой террасе дачи «Виктория» актеры театра «Парадокс» представили для юных театралов…
17.07.17

Новый экспонат «Феостории». Спешите видеть!

К курортному сезону 2018 года историко-приключенческий центр «ФЕОСТОРИЯ» подготовил для гостей музея новый интересный…
13.06.18